Главная / Места Самары / Станция метро «Гагаринская»

Станция метро «Гагаринская»

Улица, которая носит имя великого советского космонавта, под своим основанием разместила станцию «Гагаринскую». Сама станция расположена недалеко от перекреста улицы имени Гагарина с Революционной улицей. Как и было задумано при первоначальном проектировании, станция состоит из двух полноценно функционирующих вестибюлей, каждый из которых имеет эскалатор. Для выхода на улицу использованы подземные переходы.

Станция «Гагаринская» была одной из первых станций Самарского метрополитена, которые были запущены в эксплуатацию. Первые пассажиры с этой станции смогли отправиться на составах уже с далекого 1993 года. Создание тоннеля, который должен был объединить «Гагаринскую», «Московскую» и «Спортивную» станции начали в 1988 году.

Станцию «Гагаринскую» удалось соорудить за четыре года. Так, приступив к ее строительству в 1989 году, к 26 декабря 1993 году станцию удалось запустить в эксплуатацию в том виде, каким ее хотели видеть при создании первого проекта, утвержденного еще руководством СССР.

Условия возведения этой станции были осложнены сразу двумя факторами. Во-первых – это углубленность станции. Оказывается, что «Гагаринская» располагается глубже всех остальных. Во-вторых – это повышенная водянистость грунта. Вода, несколько раз за весь период строительства станции ставила процесс ее возведения под угрозу.

Такая особенность заставляла проектировщиков и строителей использовать особые методы в креплении грунта. Дело в том, что сваи стандартной длины, которые применялись для возведения других станций Самарского метрополитена, здесь приходилось вбивать необычным способом. Отдельно под каждую сваю бурили скважину (у проектировщиков она носила название лидирующей). Всего, за время возведения станции, пришлось пробурить более тысячи таких скважин. Стальные балки, которые были помещены в скважины, оказались общей протяжностью в 16 км.

Интересный подход выбрали инженеры-рационализаторы, в возведении трансформаторной подстанции. Ними было принято решение разместить подстанцию прямо над платформой станции. Человеком, которому пришла в голову эта идея, оказался, тогда еще, молодой инженер Е. Собирай.

Такое решение имело ряд позитивных последствий для строительства. Благодаря такому подходу, появилась возможность использовать котлован меньшей длины, чем при предварительном планировании. Как следствие – это большая экономия сил рабочих и металла, который стоил больших денег. Во многом благодаря идее Е. Собирая удалось так быстро запустить станцию «Гагаринскую» в эксплуатацию. К отделочным работам станции архитекторы приступили уже в 1990 году.

А.Н. Панин и Ю.И. Мусатов взялись за разработку архитектурного проекта этой станции. Первое что они сделали, разрабатывая проект, это полностью отказались от идеи украшения стен, арок и колонн станции ракетами и космонавтами, несмотря на то, что пойти по такому пути был большой соблазн.

Как и следовало ожидать, главным цветом для стен был выбран темно-синий (цвет космического пространства). Трудно сказать, кому именно принадлежала идея такой расцветки для стен, точной информации по этому вопросу нет, единственное что известно – это то, что каждую деталь Мусатов и Панин обсуждали вместе.

В связи с тем, что синего цвета в природных камнях не бывает, как основной отделочный материал была выбрана темно-синяя керамическая плитка. Для работы с керамической плиткой был привлечен специальный человек – художник Р. Сейфуллин, который показал свое мастерство в работе с керамикой, с рядом крупных проектов в Ленинграде (ныне Санкт-Петербурге).

Сейфуллин предложил Панину и Мутасову одно удачное решение по облицовке стен путевых станций, которое именитые архитекторы приняли. По идее художника необходимо было на стенах отобразить некоторое подобие космической туманности с галактиками. Туманность была отображена благодаря удачному сочетанию керамической плитки с разными оттенками. Для отображения подобия галактик Сейфуллин предложил использовать некие подобия спиралей.

Купол станции тоже был оформлен в виде космической тематики, но на нем уже четко проглядывались звезды. В общей сложности, когда проект с таким оформлением был полностью реализован, заходя на станцию, появлялось ощущение что смотришь на космическое пространство, например, из иллюминатора звездолета.

Такое оформление послужило неким символом могущества человека, который смог осуществить прорыв в космическое пространство и, даже, отправить туда первого на свете космонавта – Юрия Гагарина.

Особого внимания заслуживает и оформление колонн на этой станции. По задумке архитекторов было принято решение не наносить на колонны рисунки с ракетами, а из самих колонн сделать некое подобие современных ракет по форме. Что примечательно, в колонны вмонтированы источники света, которые делали их сходство с ракетами еще большим. В колоннах были проработаны мельчайшие детали, начиная от мелких прорезей (подобие окошечек в ракете), заканчивая особым свечением, которое позволяло представить, что ракета сейчас находится в полете.

Планируется сделать эту станцию пересадочной на третью линию. В связи с чем, на ее территории имеется задел под будущий переход. Центр станции расположил крупную застекленную площадку. Надпутевой проход отсутствует, а за самой станцией расположился тупик. Он служит для отстоя и оборота поездных составов.

Несмотря на тот факт, что при возведении станции были отстроены два вестибюля, в современных реалиях активным является только один. Что интересно, вблизи этой станции расположилась дирекции Самарского метрополитена (в особом здании).

Другие места Самары

Смотровая площадка ЖД вокзала

Смотровая площадка ЖД вокзала

Новый железнодорожный вокзальный комплекс в Самаре предлагает всем посетителям не только комфортабельные условия для ожидания и перемещения, но и возможность получить новые впечатления. На вокзале организуются экскурсии, в программе которых предусмотрено посещение смотровой площадки в здании самого высотного европейского ж/д вокзала.

Станция метро «Спортивная»

Эта станция, так же как и «Гагаринская», расположилась на улице имени Гагарина, но уже в вблизи универмага «Самара». По проекту станция должна была иметь два вестибюля. К сожалению, второму вестибюлю так и не суждено было открыться, так как не хватило финансов для того, чтобы довести до ума его возведение.

Самарский (Куйбышевский) метрополитен

Основным инициатором создания метро в Самаре стал Алексей Андреевич Росовский. Этот человек взвалил на свои плечи непосильную ношу, которую нес долгих 18 лет. Прежде чем мы начнем рассматривать тему современного метрополитена, давайте немного окунемся в историю и узнаем, кто же стоял за его открытием.

Самара

Самарские врачи предупреждают о тяжелых последствиях травм ныряльщиков

Каждый год в нейрохирургические отделения больниц Самарской области поступают около 30 пациентов с травмами шейного отдела позвоночника, полученными во время ныряния в воду на мелководье. Причем травмы получают как в оборудованных, так и не оборудованных местах для купания.

Погода

Народные приметы

В старину в этот день пробовали первые огурцы. Народные приметы на 22 июля

22 июля (Панкратий и Кирилл) Квакают тихо лягушки - на дождь, громко - на хорошую погоду, молчат - перед похолоданием. Стоит посмотреть в этот день на небо, чтобы полюбоваться облаками. А вот, как видится наша Земля из космоса.

Читать далее »