Главная / Места Самары / Самарский областной художественный музей

Самарский областной художественный музей

Одним из крупнейших музеев провинции России является Самарский областной художественный музей. В Самарской области музей считается старейшей и одной из наиболее уважаемых экспозиций. Располагается музей в историческом центре Самары. Здание постройки начала двадцатого века признано памятником федерального значения. Фасад музея считается одним из самых красивых и запоминающихся в городе.

На сегодняшний день в музее собрано около тридцати пяти тысяч различных предметов, выставляемых на показ. Экспонаты относятся к различным эпохам: есть вещи и из конца шестнадцатого века, и из начала двадцать первого.

Предметы постоянной выставки музея весьма сочетаются с внутренним убранством старинного здания. Жемчужинами выставок являются работы признанных гениев от искусства: К.С. Малевича, К.А. Коровина, И.И. Левитана, К.П. Брюллова, И.К. Айвазовского, О.В. Розановой, А.И. Куинджи, И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, В.И. Сурикова. Сотрудники музея и просто ценители искусства нашего региона по праву гордятся выставочными экспонатами.

История создания музея

История Самарского областного художественного музея начинается в самом конце XIX века, 12 апреля (или 25 апреля по старому стилю). В этот день при Публичном музее в Самаре была основана художественная коллекция. Константин Головкин (1871-1925 гг.), владелец городского писчебумажного магазина и купец, стал основателем коллекции. Организатор выставок и сам любитель рисовать пейзажи, он отправил почти три сотни прошений знаменитым российским художникам о передаче музею своих работ. Письма были написаны в 1898 году от имени Самарского градоначальника П.А. Арапова, и в тот же год свои произведения (дипломные работы) подарили музею выпускники Академии художеств: Е.И. Столица ("В июле"), А.А. Жаравова ("Федор Басманов с головой казненного Колычева у митрополита Филарета") и П.К. Вениг ("Прикованный Прометей").

От года к году картин в коллекции становилось всё больше. К 1909 году в коллекции были картины А.К. Беггрова ("Кронштадтская пристань"), В.Н. Бакшеева ("Среди природы" и "Весною. На крыльце"), К.Ф.Юона ("Апрельское утро"), М.В. Нестерова (этюд к картине "Юность преподобного Сергия"). В начале 1911 года можно было увидеть уже сто тридцать различных живописных работ.

Кроме картин в коллекцию принимались и другие произведения искусства. Каждый год ценители прекрасного жертвовали художественному отделу различные керамические изделия, литьё из меди, иконы, предметы искусства и народного творчества восточных территорий. Среди наиболее известных благотворителей Самары, передававших предметы искусства, можно упомянуть С. Пермякова, В. Арапова, П. Шихобалова, А. Клафтона, А. фон Вакано, А. Елшина, К. Головкина и Ф. Яковлева.

В период с 1918 по 1937 годы музей получил множество произведений из частных коллекций. Предполагалось, что шедевры передаются на временное хранение, но история распорядилась иначе, и все экспонаты так и остались в музее.

В.В. Гундобин в 1918 году рекомендовал перевезти в музей собрание живописи русских мастеров девятнадцатого и начала двадцатого веков. Картины В.Е. Маковского "Две матери" и "К венцу", И.Е. Репина "Король Альберт" и "Композитор Рубинштейн", К.Е. Маковского "Модели в ожидании художника" ранее принадлежали купцу П.И. Шихобалову. Сегодня эти картины, а также работы Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленова, В.И. Сурикова, К.Я. Крыжицкого составляют ядро постоянной выставки музея.

П.П. Каменнов передал в музей более шести десятков живописных произведений мастеров западной Европы и России, а также керамику и графику. Среди переданных шедевров были подлинники К.Е. Маковского ("Бретонки", "Итальянский мальчик"), копии работ Снайдерса и Рембрандта, акварели Федорова-Керченского, вазы и гобелены. Из магазина Черткова, ранее принадлежавшего самому К.П. Головкину, были доставлены разнообразные гобелены, витрины, предметы из фарфора и стекла. Также были переданы музею картина Т.Ф. Рис "Мальчик-продавец" и оставшиеся в магазине пейзажи Головкина.

Отделение искусства древней Руси в музее начало складываться к началу 1918 года. Новая коллекция быстро разрасталась и пополнялась экспонатами. Глава музея Ф.Т. Яковлев передал более тысячи различных предметов из собственных запасов (множественные иконы, медное литьё, старинные книги).

Основным источником обновления выставочных фондов в следующие несколько лет становятся поступления Петроградского и Московского отделений Государственного музейного фонда. Супруга А.Ф. фон Вакано, австро-венгерская подданная Мария Игнатьевна Баредер передала музею в 1919 году мраморные и бронзовые скульптуры, а также 38 произведений прикладного искусства Китая и Японии.

В 1920 году музей получает коллекцию бывшего хозяина Жигулевского пивоваренного завода А.Ф. фон Вакано: Совнархоз передает почти тысячу различных предметов искусства, собранных бывшим владельцем с 1899 по 1915 год в результате путешествий по разным странам. А.Ф. фон Вакано в 1913 году одним из последних привез в Россию древнеегипетские памятники. Подлинность заверена документами с подписью Гастона Масперо, директора музея Каира. На сегодняшний день в Самарском областном художественном музее есть более трехсот сорока предметов из коллекции фон Вакано.

В 1925 году музей получает из Государственного музейного фонда дюжину картин, ранее принадлежавших Н. Гучкову, Боткину, Английскому клубу, Г. Брокару, Д. Высоцкому. Тогда же в музей поступают картины и предметы искусства (всего 24 экземпляра), вывезенные из Бугурусланского музея Самарской губернии. Среди них портреты Нагаткиных, копии произведений восемнадцатого века, две работы художника И. Смирновского.

В 1936 году был обвинен в контрреволюционной деятельности и выслан из Ленинграда ученый секретарь Эрмитажа М.Д. Философов. В Куйбышеве он занял должность заведующего художественным отделом музея. Именно благодаря его кропотливой работе по расшифровке подписей получило авторство множество работ мастеров западной Европы. Философов сумел опознать и перевести подписи Хемскерка, Ведекинда, Гурлитта, Розенберга, Штадемана, Рейкорта, Гераша, а его обоснования при определении авторства произведений признаются и по сей день.

Художественный отдел превратился в полноценный музей, - сначала краевой, а затем и областной, - в январе 1937 года. Все выставочные экспонаты были перемещены во Дворец культуры имени В.В. Куйбышева (сооруженного на месте уничтоженного кафедрального собора на площади Куйбышева). Первые посетители нового музея смогли посетить его уже двадцать восьмого марта 1939 года.

Множество культурных и исторических ценностей среди экспонатов музея были утрачены или уничтожены в середине тридцатых годов XX века. Старинные древнерусские иконы сожгли, серебряные украшения с икон и разнообразные кресты были переданы в Гохран для переплавки, многие килограммы изделий из меди отправились на переработку как простой лом. От множества предметов, отошедших музею при перераспределении коллекций во времена становления музея, осталось менее девяти десятков.

Подобной трагедией могла закончиться и история картин авангардистов начала двадцатого века. Н.Н. Голованов, глава специальной комиссии, рекомендовал в августе 1953 года уничтожить около четырех сотен произведений, среди которых были и полотна авангардистов, попавшие в коллекцию музея в 1919-1929 годах. Но работники музея смогли сохранить шедевры, во многом благодаря изменившейся после смерти Сталина ситуации в стране.

В 1941-1945 годах посетителей в музей не пускали, экспонаты хранились в специальных запасниках. В годы войны было организовано четырнадцать выставок. Основным мотивом которых стала Отечественная война. Музей скупал у эвакуированных в Куйбышев жителей Ленинграда и Москвы картины художников девятнадцатого и начала двадцатого века. Приобретались скульптуры А.В. Грубе и В.П. Акимова, полотна И.П. Цыбульника, В.П. Ефанова, К.Г. Савицкого.

Шесть послевоенных лет (с 1947 по 1953 год) стали для музея годами кропотливого собирательства. В это время возглавлял музей В.И. Володин, герой-фронтовик. Под его руководством музей собирал не только картины и иные предметы искусства, но и документы художников, их фотографии, письма, личные дневники и мемуары. После окончания Великой Отечественной войны музей получил из фондов Русского музея незавершенный "Портрет великой княжны Ольги Николаевны" К.П.Брюллова, "Аричча" М.И. Лебедева (повторение автора), а также "Пейзаж с лодками" И.Е. Репина, который он написал на берегу Волги в 1870 году, неподалёку от Ширяева Буерака. Глава Саратовского музея имени Радищева А.Н. Михранян лично отобрал и передал в 1954 году десять картин, самыми известными из которых были "Рыбак" И.С. Галкина, "Портрет Екатерины I" (автор неизвестен, примерно 18 век), "Портрет Юрьевича" Ф.А. Моллера.

А.Я. Басс, возглавлявшая музей с 1958 по 2005 год, за несколько лет до своего назначения на пост директора, в 1954 году решила увеличить отделы русского искусства восемнадцатого и первой половины девятнадцатого веков. По её мнению, прорехи в коллекции были недопустимы. В 1956 году музей закупил парные портреты художника Г. Сердюкова, а Русский музей выделил "Портрет цесаревича Павла" (автор – Христинек) и "Натюрморт" И.Ф. Гроота. Так в музее начала формироваться россика. Примерно в это же время в музей из коллекции балетмейстера Н.В. Даниловой были переданы "Портрет М.М. Сперанского" за авторством В.А. Тропинина, "Возвращение блудного сына" Яна Бунса и "Цыгане" Диаза де ла Пенья. Картины по праву считаются уникальными и очень ценными.

Коллекция Востока, начавшая формироваться еще предметами из путешествий фон Вакано, стала довольно обширной и продолжала пополняться. Так Музей восточных культур передал в 1953 году 145 образцов искусства Китая, в 1958 году – 136 предметов из современной Индии, а в 1959 году – 95 произведений искусства современной Японии.

Коллекция предметов русского и советского искусства увеличилась в шестидесятых-восьмидесятых годах двадцатого века. В эти годы Министерство культуры РСФСР часто передавало музею приобретенные ранее предметы искусства и культуры: скульптуры, графику, картины, элементы прикладного искусства. На сегодняшний день коллекция музея содержит почти все периоды искусства СССР; имеются работы А.А. Пластова, Д.А. Налбандяна, Г.Г. Нисского, П.Д. Корина, И.П. Обросова, В.Ф. Стожарова, П.П. Оссовского, Н.М. Ромадина.

Создание в 1959 году «Фонда М.И. Сергиевской» позволило расширить коллекцию произведениями Н.И. Фешина, А.Е. Архипова, В.Л. Боровиковского, В.А. Тропинина, В.И. Сурикова и других выдающихся живописцев.

В 1989 году основное музейное собрание было переведено в здание бывшего Волжско-Камского банка (архитектор В.И. Якунин, 1913-1915 годы постройки, точный адрес – улица Куйбышева, 92). Это позволило выставить на постоянное обозрение более тысячи произведений искусства. На сегодняшний день музей готов показать экскурсантам практически все разделы коллекции. Работают выставки керамики России и Западной Европы, искусство Востока, живопись и графика России и зарубежья от шестнадцатого до двадцатого века.

Коллекция «Музея-квартиры художников Васильевых» была сформирована в музее в 1997 году. Тогда А.А. Васильевым, - художником и историком моды, - музею были переданы собственные театральные эскизы и работы его отца, А.П. Васильева, художника театра. Всего было собрано более тысячи шестисот предметов.

В 2003 году в музее был создан "Музей-мастерская В.З. Пурыгина", куда в 2003-2006 годах были переданы рисунки, картины, эскизы самарского художника В.З. Пурыгина. Всего поступление содержало 18 тысяч экспонатов и стало одним из самых обширных за последние годы.

Сегодня музей расширяет существующие коллекции, организуя закупки предметов искусства и принимая их в дар. На протяжении всей своей истории музей принимал предметы для хранения и выставления на обозрение от художников и их наследников из Самары, Москвы и других городов нашей страны. Среди таких людей можно выделить А. Зверева, Ю. Злотникова, Э. Белютина, Л. Сокова. Все они – признанные гении искусства, а часть созданных ими работ заложила основу советского и российского искусства. В. Дубосарский, К. Звездочетов, А. Виноградов, В. Кошляков – имена классиков российского искусства можно перечислять долго.

Другие места Самары

Самара Космическая

Недавно в Самаре появился новый музей с выставками и множеством интересных экспонатов «Самара Космическая». Торжественное открытие произошло на 45-летие самарской промышленности машиностроения космической техники. Буквально c самых первых дней своей работы, посетителей в музее становилось все больше и уже через год «Самара Космическая» стала неотделимой частью города. Гордость Самары занимает почетные места в областных конкурсах по популярности и теперь включает все экскурсионные маршруты.

Бункер Сталина

Ключевой памяткой когда-то запертого города Советского Союза Куйбышева вместе со сменой названия на Самару (1991 г.) после развала СССР, оказался «бункер Сталина», о котором не знали на протяжении 50 лет. Бункер Сталина, размещенный в Самаре, один из самых надежных и рассекреченных сегодня укрытий. Протянулся он на 37 метров вглубь, что равно высоте дома на 12 этажей.

Дом Курлиной

Удивительный город Самара собрал на своей территории большое количество старинных зданий и сооружений, которые украшают его и привлекают туристов. Самым красивым жители города считают особняк купца Курлина. Этому зданию отдается особая честь и внимание, все считают его не только украшением, но и гордостью.